Монастыри и храмы Костромы

08 Mar 2021, 22:33, просмотров: 510

Богоявленский-Анастасиевский монастырь, является, одним из самых старейших и значимых в Костроме. История и образ его описывается во многих свидетельствах, а вот основание его, принято относить к XV веку. Чему свидетельствует лишь «Несудимая грамота», которая была даром от великого князя Василия I Дмитриевича в 1417 году. С этой грамотой обитель получила достаточно привилегий, для дальнейшего благополучного существования.

Так же, предполагается что, на рубеже XIV-XV веков, он мог быть основан сестрой князя, Анастасией Дмитриевной, но совсем в ином месторасположении- у устья р. Сула. И был он, в то время, первым женским монастырем в Костроме.

С приходом XVI века он принадлежал другой Анастасии (Романовне), первой жене Ивана Грозного. С тех пор, многое менялось в нем и в 1863 году его объединили с Богоявленским мужским монастырем, в него то, и переселились монахини. А жившие здесь мужчины-иноки разошлись по другим обителям области. Основан Богоявленский мужской монастырь учеником и племянником Св. Сергия Радонежского, Никитой (1425-1462 гг.) в XV веке. После, с 1919 по 1930 годы монастырь не функционировал. Затем, на месте обители, приблизительно в 1931-1960-е годы были построены многоквартирные жилые дома.

Самым старым зданием на территории бывшей обители является, Богоявленский собор, который строился по указу Ивана IV Грозный в 1559 году.

В соборе имеется драгоценная двойная икона XIII века: образ Федоровской Богоматери и Параскевы Пятницы, написанной на ее обороте. С 1991 года она хранится в этом соборе, и именно, с этого года, собор получил статус главного городского храма.

Новая жизнь монастыря началась в 1991 году, по приезду сюда, первых жительниц из Эстонского Успенского-Тохтинского монастыря.

Сегодня, в монастыре ведут свою работу Епархиальное управление и Духовная семинария, приют для девочек-сирот и Богадельня для престарелых.

Вторым монастырем, который, по аналогии с предыдущим, является достопримечательностью Костромы, приходится Ипатьевский. История основания монастыря, как, и он сам, окружены таинственными мифами и легендами. Самой распространенной версией его возникновения, приходится на времена правления Бориса Годунова, чей род почитал монастырь, считая временем основания обители 1330 год. И по подобию, связывают его с именем татарского мурзы Чета, родоначальника двух великих боярских родов- Сабуровых и Годуновых. Именно в эту обитель, уходили на покой несколько поколений Годуновых. Бытует мнение, что, здесь и упокоился бы, печально знаменитый Борис Годунов, если бы не стал царем.

Монастырь находится на стрелке Волги и р. Кострома.

С XVI века, в монастыре начинает действовать библиотека. В собрания которой, входит Ипатьевская летопись- единственный сохранившийся в нашей стране наиболее точный список «Повести временных лет» и общерусской летописи, включая период с зарождения Руси до XIII века.

При М.Ф. Романове, стены вокруг монастыря были укреплены и «нарощены» до 11 метров в высоту. Приблизительно, с этого времени, жители крепости дали ей новое название- «Новый город». С 2002 года на его территории находилась Спасо-Преображенская церковь из с. Спас-Вежи. Но, после ее перенесли прям на территорию монастыря.

В 1956 году, на месте расположения Нового города, возвели первый экспонат музея деревянного зодчества- собранная без единого гвоздя церковь Спаса-Преображения. Буквально, через два года, в городе создается Историко-культурный музей-заповедник, а к 1970-м годам Ипатьевский монастырь становится одной из жемчужин памятников «Золотого кольца», в «Годы застоя» его посещало очень много туристов.

В 2004 году принц Майкл Кентский, пра-пра-правнук Николая Первого, подарил монастырю 500 пудовый колокол в память 400-летия царствования Романовых.

Особая известность в комплексе храма отдана «Палатам бояр Романовых», где была резиденция нового царя Михаила Федоровича. Оно является архитектурным изыском Ф.Ф. Рихтера и К.А. Тона.

Еще в начале 2004-го года, по распоряжению Владимира Владимировича Путина президента Российской Федирации, все постройки монастыря были переданы Православной церкви, а имеющийся музей расформировали. С этого момента, здесь обосновался один из первых современных церковных музеев- Церковный историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной церкви.

В непосредственной близости от монастыря располагаются еще несколько церквей и часовня: ц. Рождества Пресвятой Богородицы, ц. Иоанна Богослова (1681-1687 гг.), часовня иконы Федоровской Богоматери и Спасо-Запрудненская церковь.

Сейчас, Спасо-Запрудненской церкви нет, т. к., еще в XIII веке князь Василий Ярославович стал строить на его месте монастырь. Основные строительные работы по его возведению проводились на рубеже XVIII-XIX веков. В 1760-ом году сюда перевели Костромскую духовную семинарию. С древних времен, вокруг храма расположился погост, где по традиции хоронили своих усопших представители богатых родов костромских купцов и промышленников: Дурыгиных, Карцевых, Зотовых, Кашиных, Солодовниковых, Михиных, Стригалевых. В связи с чем, приход получал не малую финансовую поддержку от них и не бедствовал.

#Монастырем#Века#Году#Здесь#Монастырь#Годы#Месте#Обители#Были#Является#Года#Этого#Храма#Монастыря#Церковь#Церкви
Предыдущая Следующая