Жизнь Новгорода после смерти А. Невского
После смерти полководца Александра Невского, жители Новгорода не хотели считаться с мнением его брата Ярослава Ярославовича, и в 1263 году ответили ему, что князя у них нет, а есть только Бог, правда и св. София.

После очередного принятия города независимым, город выступил на политической арене довольно сильным и крупным игроком. Дело происходило в Европе, новгородцы доказали своими действиями это, 18 февраля 1268. Одержав победу в Раковорской битве. После этого практически 25 лет не было попыток посигнуть на Восток.
Само сражение происходило у подножия крепости Везенберг в центре эстонского города Раквере. Командовал тогда боевыми действиями псковский князь Довмонт. Он же в последствии и оказался лучшим продолжателем дел, после смерти Невского.
Раковорское сражение- самая кровопролитная страница в истории воин на Западной границе, считается самым недооцененным, хотя его масштабы превосходят даже Ледовое побоище. Героизм русских воинов в битве, описан в повести Д. М. Балашова «Господин Великий Новгород».

Месть Довмонта была не утешительна по отношению к Ливонии. За это, в 1269 году немцы осадили Псков. Теперь Новгород оказал непосильную помощь Пскову. В следующем году, когда Ярослав Ярославович перешел в пределы восстановленной республики с большим войском- смело выступили в ответ, защищая очередной раз свою независимость.
К концу 13-го столетия, монголы из услужливых союзников превратились в противников, проливая кровь, грабя и уничтожая все и всех на своем пути. В 1293 году на русский народ пошли карательные дружины царевича Дюденя.
В начале следующего века, место у власти на непродолжительное время занял тверской князь Михаил. Состоялся очередной поход на Новгород, закончившийся без особых событий.
Начало XIV века считается новым этапом взаимоотношений Новгорода и Европы. В 1300-м году шведы начинают строительство крепости Ландскрона на Охте в устье Невы, таким образом они хотели приобрести большую власть и утвердиться в Республике. Но, крепости не суждено было выстоять, новгородский народ, чтобы доказать свою правоту разбил крепость до основания. Только в 1232 году Шведы признают свое поражение и подпишут с Новгородцами Ореховский вечный мир. Город с этого времени смело выступает признанным полноправным субъектом международных отношений.
В 1332 году практически на 25 лет главой новгородской церкви становится архиепископ Св. Василий Калика.
Спустя 16 лет и Псков получил долгожданный статус независимости, даже утвердил своего архиепископа.
Василий Калика не раз за свое царствование выступал в защиту Новгорода и против Ивана Калиты. Второй же, в свою очередь стал продолжателе Александра Невского.

Василий Калика за все время старался с преданностью относиться к своему делу, вложил свой непосильный вклад в строительство новгородских укреплений. Также мог противостоять притязаниям со стороны всех, кому было не лень посягнуть на Республику.
На некоторое время, новгородцы были вынуждены признать поражение в своих делах и признать правду Семиона Гордого.
Калика был приверженцем веры и спорить в этом плане с ним было бессмысленно, так как на все у него был свой ответ: «Если хотите знать, какая вера лучше: ваша или наша, пошлите за этим к патриарху- мы приняли веру от греков». Эти же самые слова он говорил и Папе Римскому.
Патриотические черты и благотворительность, заслужили к Василию почет и уважение, среди жителей Республики и Европы.
Умер Владыка в 1352 году, в то время чума валила с ног всех, практически без исключения. Скончался он, ехав по пути со Пскова в родной Новгород, по видимости от заражения.
С середины пятнадцатого столетия новгородцы почитают Василия Калику в качестве святого, в 1981 году была подтверждена его канонизация включением имени Св. Василия Калики в собор Новгородских святых.