Значимые храмы новгородской области

10 Oct 2021, 14:52, просмотров: 264

Перед тем как покинуть Рюриково городище, просто необходимо увидеть изюминку новгородской архитектуры, церковь Спаса на Нередице. Освятили храм во имя Преображения Господня. В давние времена он включался в основной кооператив резиденции, около него стояли дома и казармы дружинников.

Не очень долгое время, храм окружали стены Спасо-Городищенского монастыря. В наши дни, вокруг церкви находятся небольшие частные дома и растительность.

С виду высокую, аккуратную и большую церковь построили в 1198-99 годах, по приказу Великого князя Владимирского Ярослава Владимировича. Как правило строительством занимались новгородские мастера, знающие толк в своем деле и не затягивающие свою работу. Сами городские жители относились с уважением к разумному и поэтапному правлению, но относились с неуважением к продолжительному, затянувшемуся строительству. Необходимо напомнить, что с 1136 года князья не имели права строить собственные храмы, но для Ярослава сделали исключение. Жители города с благочестием относились и к родословной князя. Особенно сыграло роль родство его с собственной бабушкой, которой приходилась новгородская боярыня и горожане не могли не пожалеть земляка и безутешного отца, которого за этот год постигла тяжелая утрата, у него погибли двое сыновей.

В архитектуре храма имеются несколько полукруглых алтарных абсид, самая высокая находится среди боковых малых. Фасад стен заканчивается полукруглыми кромками с разделенными рельефными лопатками. С помощью их обыграли некую монотонность стен. За декорированы стены небольшими арочными поясками, идущими к самим стыкам стен, окна довольно узкие, ничем не примечательные.

Внутри храма имеются богатые росписи, приписанные искусствоведами к квинтэссенции новгородской живописной школы конца 12-го столетия. А впоследствии идущие военные действия в 1940-1945 годов, сказались негативно на архитектуре Новгорода. Большая часть живописи не подверглась даже восстановлению.

В 1956-58 годах церковное здание практически все выстроили заново. В 1990-х года этот архитектурный памятник включили в список ЮНЕСКО, при этом восстановительные работы велись до 2015 года включительно. Нереальное тогда удалось сделать новгородским реставраторам, им удалось из осыпей восстановить фреску «Св. Вмч. Юлианий».

Еще одним памятником новгородской древней архитектуры считаются росписи храма Спаса на Ковалеве, который располагался при въезде в Рюриков град. Но, к большому сожалению, сам храм во время бомбежек сильно пострадал, фактически, от него ничего не осталось.

За прошедшие десять лет художникам удалось восстановить около двухсот квадратных метров росписей.

В 1345 году боярином Онцифором Жабиным с привлечением его собственных средств была построена ц. Спаса на Ковалеве. Фрески храма возделывались мастером Афанасием Степановичем и его приближенной Марией. До 1941 года роспись сохранилась в довольно приличном состоянии и являлась предметом для тщательного изучения искусствоведами. Все ученые сошлись на мнении, что росписи были созданы сербскими художниками. Значимой ценностью приходилась роспись на барабане, где были изображены фигуры святителей. В 1970-х годах фасады церкви были отчасти восстановлены.

Другой архитектурной ценностью являлась Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волтовом поле, находится она в нескольких километрах от развилки шоссе на Ковалево и Рюриково городище.

Данный храм построили в 1352 году по заказу архиепископа Моисея, через одиннадцать лет ее расписали. По итогу интерьер украсили 200 фресок. Неординарные и оригинальные иконы XV века из церкви представлены в новгородском собрании иконописи.

Новая жизнь храма началась с 1964 года при помощи начавшейся реставрации, которая окончилась в 2004 году. В работе над восстановлением Волотовского храма работали реставраторы Н. Н. Кузьмина и Л. Е. Красноречьева, удостоенные за него званиями лауреатов Государственной премии. В 2001 году послы нашей страны и Германии заключили соглашение, из которого понятно, что Германия профинансирует проект по восстановлению храма.

Среди оставшихся фрагментов фресок, которые были переданы Новгородской научной мастерской находятся: изображение архангела Михаила и пророка Захарии, мученика Прокопия с орнаментом, «медальоны» с изображением мучеников Никиты и Иосафа, «Сон Иакова», фрагменты храмового орнамента и многие другие. В наше время памятник входит в состав Государственного музея художественной культуры Новгородского края.

#Время#Храм#Церкви#Годах#Относились#Года#Него#Храма#Стен#Росписи#Новгородской#Удалось#Году#Были
Предыдущая Следующая