Храмы в окрестностях Шуи

02 Apr 2021, 17:22, просмотров: 335

Как уже отмечалось в предыдущем рассказе, в этом будут описаны архитектурные достопримечательности находящиеся в административном центре Шуйского района.

Одним из самых известнейших памятников района приходится- Свято-Никольский Шартомский монастырь, находящийся на слиянии рек Молохты и Тезы в сельском поселении Введенье, в 15 километрах от города Шуя.

В 1425 году, впервые упоминалось о монастыре в Духовной книге Марии Нижегородской. В ней же, упоминается найденная на берегу р. Шартомы икона Николая Чудотворца. А на месте ее нахождения, через время был построен деревянный храм.

Главный храм обители- Никольская соборная церковь, построен в 1651 году, о чем, повествует высеченная надпись на кресте. Сам по себе храм довольно высокий, что позволяет ему отлично вписываться в общий ансамбль церковных строений.

Сохранившиеся несколько декоративных фресок-композиций, выполнены в оригинальной для XVII века гризайльной манере, серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах, одними из таких росписей являются: «Распятие» и «Тайная вечеря».

Гризайль- разновидность росписи, в отличие от живописи, выполняется строго в одном тоне, хроматического или ахроматического. По своей сути, гризайль не является, ни жанром, ни техникой изображения, ни, тем более материалом, а именно разновидностью изобразительного искусства. Такой вид искусства, однотонных изображений, возник в глубокой древности, получив с этим развитие античности, в Средние века, в периоды готики и Северного возрождения.

Что сказать, о другой, большей части сохранившихся фресок, относящихся к более позднему времени их создания, то, они имеют более художественный вид.

Вблизи от собор, с северо-западной стороны находится пятиярусная колокольня. Имеющаяся здесь звонница, выстроена в четыре яруса: три восьмигранных на невысоком четверике и один, в виде округлой башни с яйцевидным граненным куполом и миниатюрным барабаном в форме луковичной главки. Декор сооружения относят к стилю позднего классицизма: верхние восьмерики украшены арками с дорическими полу колоннами и пилястрами, остальные лопатками, карнизами и поясками.

В конце XIX века, были построены Казанская церковь с кельями и трапезной, и маленькой Церковью Григория Акрагантийского (1678г.). Напоминающая по своему типу, квадратную одностолпную палату под цилиндрическим сводом. Ранее, церковь занимала малую часть верхней палаты, остальная же часть, отводилась под трапезную, а подклет использовался для хозяйственных нужд: под Казанской церковью, на первом этаже располагалась большая печь, отапливавшая все помещения храма и монастырские кладовые.

Строительство над главным входом в обитель надвратной Преображенской церкви началось в 1626 году и окончилось в 1813-м. С северной стороны, к ней примыкает довольно длинное двухэтажное здание- это Братские кельи, а с южной стороны- Настоятельский корпус. Все здания построены в стиле позднего классицизма.

Не далеко от Николо-Шартомского монастыря, в селе Дунилово, находится храмово-монастырский комплекс. Мужской монастырь в с. Дунилово, на свои средства основал боярин Ф.А. Лопухин, отец царицы Евдокии, первой жены Петра Великого. Воробьевая пустынь- это народное название обители, когда-то, в этом месте находилось два храма Успения и Покрова Богородицы.

Неподалеку от села, на левом берегу реки Тезы, в селе Сергеево находится Воскресенско-Федоровский монастырь, считающийся одним из самых молодых в Ивановской области. Его появление на прямую связано с именем помещицы А.Н. Шубиной. Здесь, в церкви Михаила Архангела (1730-32 гг.), ее и похоронили.

В Успенском соборе, в давние времена писали иконы многие знаменитые живописцы, изготавливали оклады. Имелась в нем и фото мастерская. Под перечисленные нужды был отведен специальный корпус. Также в монастыре работал и приют для сирот.

О св. Григории

Григорий Акрагантийский родился в Сицилии, в с. Претория, не далеко от города Акраганта, в семье благотворителей Харитона и Феодосии.

К десяти годам, малец, раннее отданный на обучение, овладел гуманитарными науками и с исполнительностью принимал участие в церковных песнопениях. В 12 лет, его, Св. Григория поставили в клирики. Духовным руководителем был архидиакон Донат. В церковном штате, ц. Акрагантийской он прослужил 10 лет, после отправился в Иерусалим, где был представлен патриарху Макарию (563-574), который оставил Григория у себя в церкви для служений. Но, молодой Григорий очень хотел стать иноком, в связи с чем, его отправили в монастырь находящийся на Елеонской горе. Спустя 12 месяцев, Григорий уходит из обители к старцу-путнику, который учит юного святого иноческой жизни и познаниям духовной мудрости.

Вскоре, оставив старца, побывав некоторое время в Иерусалиме, Григорий приехал в Константинополь, где его приняла монастырская братия во имя святых Сергия и Вакха. Затем, на него обратил внимание патриарх Константинопольского Евтихия (552-565), по настоянию которого святой принимал участие в действиях Пятого Вселенского Собора (553). После окончания службы в соборе, он отправился в Рим, чтобы поклонится успокоенным здесь Петру и Павлу.

В это время умирает архиепископ Акрагантийский, место которого позже займет Святой Григорий.

Продолжая иноческую жизнь одновременно с богослужениями в храме и имея положительный статус здесь, в его окружении завелись завистники, которые тем или иным образом хотели напакостить Григорию. В какой-то степени, у них это получилось, Григория оклеветали в непристойных делах и по повелению папы посадили в темницу. Спустя несколько лет, появившийся в Риме старец Марк, приехавший к папе с прошением «вновь разобрать дело Григория», содействует в его возобновлении. И тогда, по приказу Папы Римского в собор приезжают все действующие лица, среди которых был сановник Маркиан. В дороге Маркиан тяжело заболел и по совету многих людей, Маркиан приходит в темницу к святому с жалобой на здоровье. Благодаря просьбам и мольбам инока, Маркиан спустя время стремительно идет на поправку.

После всех разбирательств и исцеления, Святитель Григорий с почестями возвращается в свою кафедру, где управляет церковью до последних дней своей жизни.

#Монастырь#Году#Время#Храм#Церковь#Века#Более#Находится#Здесь#Церковью#Григория#Церкви#Григорий#После#Спустя#Маркиан