Памятники архитектуры Ростова Великого. Часть 2
Напротив Комплекса зданий Мытного двора, если пройти в глубь квартала, стоит Колокольня бывшего храма Воздвижения Креста Господня, построена она в 1856-1859 годы. В 1930-х годах ее приспособили под пожарную каланчу, при этом разобрали главу с куполом, устроив на самом верхнем ярусе смотровую площадку, а сам храм разобрали.

В верхнем ярусе колокольни находились единственные в городе башенные часы. По местному поверию, эти часы, ранее были демонтированы с разобранной колокольни Рождественского монастыря.

В городе есть, еще незначительное количество улиц, чья застройка заслуживает внимания. Интересные здания расположены по обеим сторонам бывшей Покровской, сейчас Ленинской улицы, берущей начало за валами по одной линии от Конюшенных ворот Кремля. По этой же улице, туристы въезжающие в город из Москвы попадают в него, раньше это была парадная магистраль. В доме под №32, находится Усадьба Кёкиных, хозяев одного из крупнейших в стране льнопрядильных фабрик товарищества «Рольма»- Ростовская льнопрядильная мануфактура. Следом за ним, находятся дома под номерами 34 и 36, принадлежавшие купцам Плешановым.
Замечательная, достойная деятельность и черты характера, ростовских купцов 1-й гильдии, М.М. Плешанова и Д.М. Плешанова, не прошли даром, все они получили государственные награды. И в документах того времени назывались «кавалерами». Уважение со стороны жителей Ростова они приобрели, из-за того, что в течении многих лет занимали должность городского главы, при этом сделав много хорошего для города и самих жителей.

Максима Михайловича и Дмитрия Максимовича Плешановых называли «Почетными гражданами города Ростова». Кем, без сомнения, они остаются, спустя много лет.
Напротив производства «Рольма», находится усадьба торговца хлебом М.М. Полежаева (д.37). В доме под номером 57 жил А.А. Титов, известный общественный деятель и любитель ростовских древностей, которому, необходимо отдать долг, за сохранение большого числа памятников культуры Ростова.
Следующую описываемую улицу, почти никогда не пропускают туристы, решив прогуляться вокруг кремля. Она именуется Подозеркой. Застройка улицы ничем не приметна, но сохранила колорит дореволюционного города.
Пройти к Подозерке удастся прямо от угловой башни Митрополичьего сада. Тропинка выходит к озеру, через территорию Дома творчества «Хорс», созданного одним из современных ростовских художников энтузиастов- Михаилом Селищевым, в отремонтированном им на собственные средства старом ростовском жилом доме. В здании которого, сейчас проводятся выставки современных художников.

Имеется в городи, только один в своем роде, небольшой участок побережья озера в Городском саду, куда можно дойти вдоль Подозерки и прилегающих улиц, отдаляясь от Кремля в сторону Ярославля, имеет схожесть с набережной с парапетом, длинной метров 200. Изначально этот парк имел английскую планировку с шестью аллеями, обсаженными лиственными деревьями, в основном березами, и занимал территорию в 5 гектар. В 1836 году, по его фасаду была построена ограда с ажурными кованными решетками. В 1908 году по проекту архитектора Н.Ю. Лермонтова, построили беседку, сохранившуюся до наших дней. А на берегу озера был устроен причал для лодок, а затем, чуть дальше, проходная пристань.
Суда с плоским дном, с конца XIX века и до сегодняшнего времени ходили по озеру, когда-то перевозя жителей на противоположный берег, а сегодня- там катаются туристы.
В противоположную сторону Подозерка идет до самого Спасо-Яковлевского монастыря, а вдоль побережья располагаются дворы хозяйственного назначения промышленных предприятий и воинских частей, и вся эта структура находится среди частного сектора.
Спасо-Яковленский собор находится на ул. Энгельса 44 и встречает туристов на въезде в Ростов со стороны столицы. Здание собора очень интересно и привлекательно в архитектурном плане, почти на прямую связана с именем Дмитрия Ростовского.

Кстати, собор имеет несколько храмов в своем ансамбле и это, первый каменный храм монастыря- Церковь Зачатия Св. Анны- была построена во времена Ионы Сысоевича и освящена во имя Живоначальной Троицы. Второй собор монастыря- Дмитровский (Шереметьевский), возвышающийся в центре, является, богатейшим образцом русского классицизма, он построен на средства графа Н.П. Шереметьева. Украшен храм нишами, многофигурными барельефами и другими скульптурными элементами, выполненными И. Фохтом и Г. Замараевым. Архитекторами его были зодчий Е. Назаров и крепостные графа Шереметьева- Душкин и Алексей Миронов. Над восточными воротами храма построена высокая Колокольня в три яруса.
В единой композиции с Яковленским монастырем, смотрится побеленная Церковь Спаса Преображения на Песках.
С этим же монастырем, была связана история организованного протеста, против гонений на церковь в 20-х годах прошлого века. Настоятель закрытого в 1928 году монастыря Иосиф, стал основателем массового движения «иосифлян», конечно, подавленного за довольно короткое время. Сам же Иосиф умер в ссылке на Аральском море.

С 1991 года в монастыре вновь поселились иноки, ведущие совместно с музейными работниками деятельность по поддержанию исторического памятника в надлежайшем состоянии.