Ростовские звоны. Архиерейский двор
Звонница Успенского собора построена мастерами митрополиты Ионы Сысоевича, в юго-восточной части Соборной площади, в 80-е годы XVII века. Это много пролетное сооружение палатного типа. Колокола размещаются на верхнем этаже звонницы с открытыми широкими арками.

Изначально, звонница была построена в три пролета, позднее к ней был пристроен четвертый пролет, для самого большого колокола «Сысоя», названного в честь создателя Архиерейского монастыря.
Звон ростовских колоколов слышен на большом расстоянии- 180 километров, если считать от Кремля. На Звоннице сохранился полный набор из 15 колоколов, 13 из которых было отлито при самом митрополите Ионе, или, по крайней мере, подобраны при нем, а два добавлены в XIX веке.

Самый мощный колокол Ростовской звонницы- «Сысой», весит 32 тонны, был отлит московским мастером Флором Терентьевым в 1689 году. Немного меньше по размеру- колокол «Полиелей» (16 тонн), отлитый Филиппом и Киприаном Андреевыми, вист во втором портале. Дальше идут колокола меньшего размера и весовой категории: 8-ми тонный колокол «Лебедь»; «Голодарь», весом 2,7 тонны; «Баран» в 1,28 т.; «Красный», «Козел», два «Звонных», а также совсем маленькие колокольчики без названий.
Делу сохранения мелодий ростовских звонов, посвятил себя знаток и ценитель звонарного искусства протоиерей Аристарх Александрович Израилев. Изданная им в 1884 году книга «Ростовские колокола и звоны», содержит нотную запись пяти старейших ростовских звонов, музыкально-акустическую характеристику колоколов и Звонницы. Можно сказать что, эта книга, совмещает в себе практические и теоретические правила, по использованию Соборной Звонницы. А.А. Израилевым созданы камертоны, в точности воспроизводящие звон всех колоколов.

Древнейший ростовский звон «Ионинский», торжественно строгий, появился в 80-х годах XVII века.
Второй, праздничный «Егорьевский» звон, связан с архиепископом Григорием Даниловым, третий- «Акимовский» появился при архиепископе Иоакиме.
Аристархом Израилевым написан новый звон «Ионафановский», посвященный одному из основателей ростовского музея древностей- архиепископу Ионафану.
Послушать музыку колоколов, приезжали многие деятели русской и зарубежной культуры и искусства, в том числе певец Федор Шаляпин и композитор Гектор Берлиоз.
В нижнем ярусе Звонницы расположилась церковь Входа Господня в Иерусалим, которую передали Православной общине, после, та и начала распоряжаться историческим памятником в полной мере. Были расширены необычные узкие входы, разрушены необычные узкие входы, разрушены пороги и заложены пазы тяблового иконостаса.

В ужас приводит церковная политика, едва не сгубившая Церковь Покрова на Нерли, стоившая историческим обликом десяткам, если не сотням уникальных культурных объектов. Как уже и говорилось, в некотором, это касалось и Архиерейского монастыря (Ростовского кремля). Речь про который пойдет далее.
И туристами, и серьезными исследователями ограда Архиерейского двора воспринимается по-разному.
Архитектурная «причуда» ростовского митрополита И. Сысоевича удалась на славу. Ростовский кремль защищают стены 2-х метровой толщины и высотой в 10-12 метров, с одиннадцатью башнями. Стены имеют все атрибуты крепости.
Башни и стены по всему периметру украшены декоративными поясками, идущими на одинаковой высоте. Все башни имеют флюгер с флажком.
Кирпичная ограда покрыта белой, с розовым отливом штукатуркой, на фоне которой, гармонично выделяются почти черные деревянные пластины кровли.
Шедевр древнерусской архитектуры- это парадные фасады Кремля, северный и западный. Очень красиво декорированы, что и дает, обычно, почву для сомнений в оборонительных качествах ограды.

По углам линий фасадов с парадной стороны кремля, стоят широкие круглые башни с кровлями в форме куба, что воспринимается сейчас типично ростовским, хотя завершения данного вида взяты в малороссийской архитектуре эпохи барокко. Форма их напоминает перевернутый граненный бокал, на ножке которого устроена стражница под маленьким купалком с прехватом. В центре северного фасада установлены Святые ворота с надвратной церковью Воскресения, а западного- Конюшенные ворота с надвратной церковью Иоанна Богослова.

Особенной строгости крепостной вид имеют и фасады хозяйственного сектора Архиерейского двора с востока, и выступ в сторону озера Неро в южной части. По углам выступа- 2 широкие круглые башни, под коническими тесовыми крышами с пропорциями. Две квадратные дозорные башни имеют внушительные размеры, сложенные вертикальными лопатками. Каждые скаты крыш заканчиваются звонницами. В этих башнях, были установлены проездные ворота, в восточной- Водяные, а в южной- Дровяные. И только, у Водяной башни, окна украшены богатыми наличниками. Окна остальных башен хозяйственного сектора, спрятаны в нишах и остались без оформления.

Изысканную красоту внутреннему дворику придает небольшой прудик, обсаженный деревьями и выглядящей живописно, в особенности с отражениями в его спокойной воде башен и храмов.
Если присесть на лавочку, под сенью старых лип, окружающих прудик, осмотреть кремль Ростова пристальным взглядом, можно понять грандиозный замысел митрополита Ионы, по созданию «Горнего Иерусалима»- земного рая.