Ростов Великий. Смена правлений. Часть 3

08 Feb 2021, 15:20, просмотров: 301

В XIII-XIV века, ростовчане, чувствовавшие все большее неудовлетворение от зависимого положения своей страны и гнета постепенно обнаглевших захватчиков, много раз поднимались на борьбу с ордынцами. В 1380 году на Куликовом поле сражались и ростовские дружины.

В XIV веке, в стенах Ростовского Григорьевского монастыря (Затвора) действовало одно из немногих на Руси, той поры, учебное заведение, обладавшее еще и собственной библиотекой, составленной из коллекции рукописных книг Великого князя Константина.

Ростовское образование сказалось на воспитании целой плеяды крупнейших идеологических и культурных деятелей Руси, среди которых: Св. Сергий Радонежский, уроженец с. Варницы, что находится рядом с Ростовом; духовный лидер Руси в борьбе против монголо-татарского ига, основатель Свято Троицкой-Сергиевой Лавры.

Предполагается что, он возможно учился здесь, если принять за дату его рождения более ранние годы. И скорей всего, здесь, могли учиться его отец- ростовский боярин Кирилл и брат Стефан, ставший в итоге, с благословения митрополита Св. Алексия духовником Великого князя Симеона Гордого;

Св. Стефан Пермский- просветитель пермских земель, создавший азбуку коми-пермяцкого народа, активно славящей Православие на Русском Севере;

Св. Епифаний Премудрый- создатель жанра «житие» русской литературы, составитель житий Сергея Радонежского и Стефана Пермского.

Оставаясь на долгие года, крупнейшим культурным центром Руси, город в быстром темпе и безвозвратно утратил политическое значение. В этом, свою роль, частично сыграл Иван Калита, купивший у ордынцев ярлык на Ростов, что привело к лишению ростовских князей экономической независимости.

1474 год, был годом слияния Ростовской и Московской губерний.

Избавление от монголо-татарского ига происходило в 1243-1480 годах. Но, следом придет не менее тяжелое Смутное время, время правления семьи Ивана Грозного и их ближайших советников, и саратников.

В октябре 1608 г. ростовская городская рать была разбита окончательно, а город сожжен до тла, польскими отрядами Сапеги и Лисовского.

Во время царствования Михаила Федоровича Романова, были проведены многочисленные работы по укреплению города. Под руководством голландского военного инженера И. К. Роденбурга, вокруг центральной части города, в 30-е годы семнадцатого века возводятся земляные насыпи в форме девятиконечной звезды. Но, этой крепостью, воспользоваться в конечном итоге было не суждено.

В середине XVII века, город был центром большой Ростовской епархии, обладавшей значительным богатством. Средства с этого фонда, помогли митрополиту Ионе Сысоеву начать грандиозное по размаху строительство, охватившее всю территорию Ростова и навсегода прославившее местную архитектурную школу.

Иона Сысоевич родился приблизительно в 1607 г., в семье деревенского священника Сысоя. В молодом возрасте он был монахом в Угличе, затем стал архимадридом монастыря в Белогостицах, вблизи Ростова, после настоятелем Авраамиевского Ростовского монастыря. В 1652 г. его посвятил Патриарх Никон в сан Ростовского митрополита, был он и соратником Никона в процессе реформирования Православия. В дальнейшем, из-за множества конфликтных ситуаций, Иона Сысоевич навлек на себя царскую немилость и был сослан в Ростов, почти в ссылку, где потом и обосновался. Через время, власть и безграничные финансовые возможности позволили Илоне воплотить мечту создания «Горнего Иерусалима»- такой он хотел видеть свою резиденцию.

Главные постройки Архиерейского дома (Ростовского кремля) были построены за 20 лет, с 1670 по 1690 годы, т. е., еще при жизни и под полным руководством Ионы.

Помимо Архиерейского дома при митрополите Ионе, в Ростове и на его землях было возведено немало сооружений: Воскресенский монастырь в Угличе, архиерейский дом в Ярославле, десятки церквей, переделана под монастырские нужды крепость в Борисоглебе.

Спустя десять лет правления приемника Ионы Иосафа Лазаревича, в архитектуру Ростовского кремля были вписаны новые здания: Церковь Одигитрии, Часобитная башня, огородили Соборную площадь, построили Конюшенный двор.

В эпоху правления Петра, ростовским митрополитом стал святитель Дмитрий Ростовский (Данило Саввич Тупало, 1651-1709), человек разносторонне образованный, пользовавшийся уважением Петра I. Прославился Дмитрий Ростовский написанием большого количества религиозных трудов, активно проповедовал, борясь с раскольничеством и другими ересями, и особенно составлением сборника из четырех томов- житий святых, известного под названием «Четьи-минеи».

Царь в благодарность назначил его митрополитом Тобольским и Всея Сибири, но из-за болезни митрополит не мог больше быть наставником огромнейшей епархии, тогда его перевели в более спокойный Ростов Великий (1702г.).

В 1771 г. Дмитрий Ростовский стал первым святым Нового времени, канонизированным Русской Переславской Церковью, в ее Синодальный период.

Именно, к этому времени Ростов становится одним из самых крупных религиозных центров страны, а его силуэт обогатился многочисленными и разнообразными храмами и иными строениями.

#Ростовского#Монастыря#Руси#Годы#Ростовский#Город#Ростов#Время#Правления#Были#Стал#Дмитрий
Предыдущая Следующая