Краткая биография - Мунк, Эдвард
Э́двард Мунк (с норвежского Edvard Munch), родился 12.12.1863 в городе Летен. Норвежский живописец и график, являющийся, одним из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено нотами смерти сопутствующими с одиночеством, но при этом, и жаждой жизни.

Семья Эдварда Мунка, его родители: отец- военный врач Кристиан Мунк и мать Лаура Кристина Мунк, жили очень бедно, хотя и происходили из влиятельной семьи, в культурном отношении. В семье К. Мунка и Л. Мунк было еще несколько детей. Их дальним «родичем», приходился известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи-Давида- Якоб Мунк, отец Кристиана был проповедникам, брат, Петер Андреас Мунк - выдающийся историк.
На протяжении всего детства Эдварда, Мунки постоянно менял место жительства. Большую часть детских лет, Эдвард провел в столице Норвегии- Христиании, сейчас именуемую как Осло. Исходя из воспоминаний родственников, по детству мальчик всегда отличался талантом к изобразительному искусству.

Приблизительно в 15 лет, он нарисовал первые картины-гравюры: «Больная девочка» и «Весна», посвященные его умершей от болезни сестре Софии.
Спустя годы и несмотря на пережитые утраты, Эдвард поступает в технический колледж, где проучится год. Отличные успехи у него были за время учебы по физике, химии и математике, несмотря на плохое здоровье, из-за которого, у него не было возможности обучаться полноценно. Через год он оставляет обучение в колледже и все больше увлекается изобразительным искусством.
В 1881 г.- Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Осло. С этого момента, его учителем становится художник-натуралист, друг Фрица Таулова, Кристиан Корг. Он постепенно ввел Эдворда в круг столичных высших персон, главнейшей фигурой которой считался скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Э.Мунк познакомился с ним спустя несколько лет.
1883 г.- состоялся публичный дебют Мунка, когда он представил публике собственную картины, на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке. Представленные картины: «Этюд головы», «Девушка, разжигающая огонь в печи». В конце 1884-х годов, при наставлении и поддержке Фрица Таулова художник получает стипендию, и уезжает во Францию, в Парижский салон.

Следующими написанными картинам, авторами которых был Мунк, были: «Мелонхолия» 1894-96, «Фриз жизни», «Крик», «Настроение на закате», «Танец жизни» (1900) и многие другие.
Начиная с 1900-х годов, стиль художника становится более странным, импульсивным и завораживающим. Поздние картины, написаны почти, что хаотичными широкими мазками, с присутствием ярких, даже дерзких цветов. Тем не менее, сюжеты становятся более смиренными и обычными, на изображениях новых картин присутствуют образы рабочих, крестьян, жизни на природе. Одной из самых крупных работ этого периода становится ряд монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло, куда и были переданы в 1916 году.
В том же году, Эдвард Мунк купил располагающуюся не далеко от столицы виллу Экелю, где прожил остаток жизни.
Находящиеся вокруг виллы многочисленные угодья, позволили ему заняться сельским хозяйством, которым ему помогали управлять нанятые рабочие. Сельское хозяйство станет для Мунка последней отдушиной перед смертью.
1918 г.- художник заболел «испанкой», но к счастью лечение ему помогло и он пошел на поправку.
1919 г.- им написан «Автопортрет после испанки».
1930 г.- у художника происходит кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, последствие катаракты, из-за которого, Мунк почти прекратил работать.

В 1944 году, почти пережив Великую Отечественную войну, за месяц до своего восьмидесятилетия Эдвард Мунк умирает.
Согласно завещанию художника, после его кончины, все работы художника, сохранившиеся у него дома, должны передать городу. Вся коллекция, включавшая в себя несколько тысяч разнообразных холстов, гравюр и рукописей, составила основное звено для будущего Музея Мунка.
Несмотря на странное отношение Эдварда Мунка к изобразительному искусству, его работы очень часто входили в число самых дорогих продаваемых картин мира. Которые в определенные времена, так скажем, плохие люди пытались украсть и уничтожить.